04 Декабря 2012
Записано от Греховой В.С. в1978 г. в с. Федосиха Коченёвского района. Жанр: песня хороводная.
«В хороводе были мы,
В хороводе были мы.
Кого надо видели,
Кого надо видели.
Видали сокола-молодчика.
Сокола-молодчика.
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Всем пониже поклонись,
Поклонись, поклонись.
Хоть немножко протанцуй.
Протанцуй, протанцуй.
Кого любишь, поцалуй,
Поцалуй, поцалуй.»
Записано от Неворовской Лидии Ивановны, Куткина Николая Петровича в г. Новосибирске в 1988 г. Жанр: поэзия календарно-обрядовая (посеванье).
«Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, животом,
С малым детушком, малолетушком!
Маленький мальчик сел на стаканчик,
В дудочку играет, Христа поздравляет.
Христу на потишки, нам на оришки.
Отворяйте сундучки, подавайте пятачки.
Нам не надо пятачки, надо гривеннички!
Отворяйте коробейки, подавайте по копейке.
Дайте другу´, без оглядки убегу.»
В Государственном архиве Новосибирской области завершено описание коллекции фольклорных материалов

Коллекция фольклорных материалов собрана в период с середины 1960-х по начало 1990-х годов на территории Новосибирской области. Коллекция создана в результате деятельности нескольких коллективов собирателей фольклора, которые работали под руководством одного из крупнейших ученых-фольклористов Сибири, профессора Новосибирского государственного педагогического института (с 1993 г. – университет), Михаила Никифоровича Мельникова (10 августа 1923 г. – 13 августа 1998 г.). М.Н. Мельников уделял большое внимание изучению фольклорных взаимосвязей русского, белорусского и украинского народов в Сибири.
М.Н. Мельников родился 10 августа 1923 г. в посёлке Михайловском Чулымского района Западно-Сибирского края (ныне Новосибирская обл.) в семье крестьянина-середняка. Его отец Никифор Исаакович был родом из села Рудня Борисовского уезда Минской губернии. В 1926 г. семья переехала в село Тоя-Монастырская, где отец построил мельницу. В 1930 г. их семью раскулачили и выслали в Васюганские болота, в с. Галка Нарымского округа. Ужасы тех лет нашли частичное отражение в повести М.Н. Мельникова «Северное сияние». Семья бежала из ссылки, а вскоре родители были восстановлены в правах как «неправильно лишённые», ибо не имели наемных рабочих. Но хозяйство было разорено: мельница уничтожена, амбары пусты, и семья из 12 человек оказалась нищей, бедствовала. Невзгоды, выпавшие в детстве на долю Михаила Никифоровича, закалили его характер, воспитали в нем стойкость и умение жить в любых условиях. Это помогло ему вынести все тяготы военных лет, когда, прибавив себе два года, он из 7 класса уходит служить в Красную Армию. С октября 1940 по июнь 1941 он учился в полковой школе 158-го артиллерийского полка 52-й стрелковой дивизии. В этом же полку прошёл всю Великую Отечественную войну, с первых дней. С июня 1941 по апрель 1945 годов М.Н. Мельников – рядовой и командир отделения, зам. политрука, и.о. заместителя командира батареи по политчасти, командир отделения разведки, и.о. начальника разведки дивизиона, командир взвода управления. Участвовал в боях на Северном направлении, в Финляндии, Норвегии, Польше, Германии. Его отделение и дивизион, которым он командовал, участвовали в сложных и опасных операциях. Не раз приходилось, находясь в тылу врага, корректировать огонь нашей артиллерии, руководить группой разведчиков при захвате «языков», карт, планов расположения огневых позиций противника. Довелось участвовать в танковых рейдах и десантах в тыл врага, разминировать минные поля. Михаил Никифорович был принят в члены ВКП (б) в 1942 году. Был ранен, контужен. Демобилизован в 1947 году после шести с половиной лет службы, в звании младшего лейтенанта. Среди его боевых наград – Ордена Отечественной войны I и II степеней, медаль «За отвагу», «За оборону Заполярья» (а всего 15 медалей).
В 1951 году Михаил Никифорович окончил полный курс Новосибирского государственного педагогического института по специальности «русский язык и литература». В 1952 его, филолога, отправляют на укрепление сельского хозяйства. Сначала работал директором МТС в Ордынском районе, затем – председателем укрупненного колхоза. М.Н. Мельников работал также пропагандистом на приборостроительном заводе им. В.И. Ленина, учителем в сельской школе. Только в феврале 1963 года Михаил Никифорович вернулся в НГПИ, где прошел путь от ассистента до профессора.
В период «оттепели» 1960-х годов общество открыло себя, заглянуло в свои истоки, в этот же период возродился интерес к подлинной народной аутентичной культуре. Новое открытие фольклора началось с подъема фольклористики. М.Н. Мельников выявил, поддержал сотни народных исполнительских коллективов. Первым в Сибири он вывел аутентичный фольклор в жизнь.
Вместе с Виктором Гавриловичем Захарченко (с 1968 года – главный хормейстер Сибирского народного хора, с 1974 года – руководитель государственного народного Кубанского казачьего хора) в середине 1960-х годов М.Н. Мельников стал организатором собирания фольклорных материалов в Новосибирской области. Под его руководством и при непосредственном участии за период до начала 1990-х гг. собрано более ста тысяч произведений разных жанров фольклора русского, белорусского и украинского происхождения. Большая часть записей выполнена в ходе ежегодных учебных фольклорных экспедиций в различные районы Новосибирской области студентами факультета русского языка и литературы НГПИ.
В начале 1970-х гг. под руководством Михаила Никифоровича под эгидой фольклорно-этнографической секции Новосибирского областного отделения ВООПиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) развернулась крупнейшая экспедиционная акция сибирской фольклористики «По Московскому (Сибирскому) тракту». Только за 1970 – 1974 гг. в рамках этого проекта проведено свыше 30 экспедиций. Экспедиционная акция была спланирована как комплексная: в её составе работали фольклористы-филологи, этнографы, музыканты (музыковеды, хормейстер, композитор), археологи, искусствовед, фотограф. Обследованы десятки населённых пунктов Усть-Таркского, Венгеровского, Барабинского, Куйбышевского, Северного, Татарского, Каргатского, Коченёвского, Колыванского, Кыштовского, Чулымского районов Новосибирской области. От многих сотен исполнителей записано несколько десятков тысяч произведений, собраны большие коллекции прикладного искусства и предметов быта. Текстовые и аудиозаписи, сделанные во время этих фольклорных экспедиций, также оказались (частично) в составе коллекции, находящейся сейчас в Государственном архиве Новосибирской области. В архиве составлена опись текстовых материалов коллекции – это более 3 тысяч дел. А в 2012 году опись № 2 фонодокументов (магнитной записи) была вынесена на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии управления государственной архивной службы Новосибирской области. В опись № 2 внесено 1095 ед. хр. Хронологические рамки документов: [1963, не ранее], 1967 – 1990-й годы.
Коллекция Государственного архива богата по жанровому составу материалов. Она содержит образцы песенных и речевых жанров разных народов, проживающих на территории Новосибирской области (встречаются записи на татарском, чувашском, немецком и др. языках). Но центральное место, бехусловно, занимают материалы, связанные с традиционной культурой восточнославянских народов. В фольклорном собрании представлены как песни и сказки старожильческого населения Сибири, так и песенные и речевые формы новопоселенцев. Здесь присутствуют все основные родовые и видовые группы восточнославянского фольклора, включая и такие ценные с научной точки зрения, как обрядовый фольклор, традиционная лирическая песня, хороводно-игровые произведения, сказочная и несказочная проза.
Записано от Греховой В.С. в1978 г. в с. Федосиха Коченёвского района. Жанр: песня хороводная.
«В хороводе были мы,
В хороводе были мы.
Кого надо видели,
Кого надо видели.
Видали сокола-молодчика.
Сокола-молодчика.
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Всем пониже поклонись,
Поклонись, поклонись.
Хоть немножко протанцуй.
Протанцуй, протанцуй.
Кого любишь, поцалуй,
Поцалуй, поцалуй.»
Записано от Неворовской Лидии Ивановны, Куткина Николая Петровича в г. Новосибирске в 1988 г. Жанр: поэзия календарно-обрядовая (посеванье).
«Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, животом,
С малым детушком, малолетушком!
Маленький мальчик сел на стаканчик,
В дудочку играет, Христа поздравляет.
Христу на потишки, нам на оришки.
Отворяйте сундучки, подавайте пятачки.
Нам не надо пятачки, надо гривеннички!
Отворяйте коробейки, подавайте по копейке.
Дайте другу´, без оглядки убегу.»