31 Августа 2012
77 лет железнодорожному вокзалу г. Тогучин

Вокзал – это место встреч и расставаний тогучинцев. Сотни жителей нашего района ежедневно отправляются отсюда на работу, в гости, по делам.
Во все концы нашего района отходят пассажирские автобусы...
Когда и кем было возведено здание вокзала? Кто принимал участие в строительстве железной дороги?
Ответить на эти вопросы хотелось бы в канун празднования 80-летия Тогучинского района.
Строительство железной дороги началось в апреле 1929 года. В тогучинском бору была начата заготовка леса для новой стройки. Лес сплавляли по Ине до устья реки Боровлянки. Бригадиром на заготовке леса был Петров Филипп, десятником Полин…
Вскоре был организован третий строительный участок Сибстройпути. Руководил участком Фойт Петр Евдокимович, главным инженером – Гольщук Виталий Витальевич, уполномоченным по вербовке рабочей силы – Евтушенко Дмитрий Ефимович, парторгом – Пирогов. Прорабскими участками руководили: в Тогучине – Ванюхин Филипп Иванович, в Граните – Пономарев Ефим Мефодьевич, на перевальной выемке (в районе с. Завьялово) – Гуревич Илья Семенович… Мастером на работах по возведению земляного полотна работал Левчук Яков Андреевич. Целые горы земли свернули строители одними лопатами, ведь экскаватор появился только в 1933 году и был один на весь участок.
Укладочным городком со стороны Новосибирска руководил Гнусарев Александр Иванович. В конце июня 1932 года укладчики под его руководством пришли в Тогучин.
Своеобразно, интересно здание нашего вокзала. Приезжая в Тогучин, идя от поезда к вокзалу, мы видим широкое одноэтажное здание с надписью вверху Тогучин. Когда же мы подходим к вокзалу от реки Иня, то видим перед собой, красивое двухэтажное здание.
Здание вокзала строилось по проекту архитектора Беденкова Ефим Михайлович. Благодаря его архитектурному замыслу здание так хорошо вписалось в рельеф местности, в горку, спуск к Ине. Здание тогучинского вокзала интересно и тем, что средняя его часть не имела чердачного помещения. Корпус перекрывал деревянный свод – оболочка.
Поднимаясь на перрон по лестнице с бетонными перилами, мы видим каменные шары, изготовленные Калининым Сергеем Васильевичем - бригадиром каменщиков.
С марта 1932 по январь 1935 года Колосов Леонид Андреевич был начальником третьего строительного участка и старшим прорабом по сооружению станционных зданий. По воспоминаниям строителей это был толковый мужик, знающий свое дело, уважающий рабочих.
Руководили на стройке в разное время прорабы Горшков Иван Андреевич и Лукьянов Иван Михайлович. Конструктивную часть выполнял инженер Каравайников Константин Флегонтович.
Секретарем парторганизации на строительстве был Котлобуев Николай Степанович. Уважали его рабочие за справедливость и стремление помочь людям в трудную минуту.
Бригадиром по штукатурным работам на строительстве вокзала был Межевой Василий, штукатуром – бетонщиком Решедько Евдокия Ивановна, каменщиками Решедько Анна Ивановна и Бельдюков, каменщиком – штукатуром Шибких Александра, плотником Полозов Роман Николаевич, подсобным рабочим Кузнецов Михаил.
Из воспоминаний Евдокии Степановны Решедько: «Молодежь работала с «огоньком», не уходили домой после положенных часов. Каждый старался побольше сделать, опередить напарника. Радовало то, что большое дело делаем, дорогу строим».
Все дальше и дальше от нас события. Стираются из памяти имена и фамилии, желтеют фотографии, но остаются воспоминания участников этой стройки в очерках из истории Тогучина Филиппова М.И., публиковавшихся в нашей районной газете, ведь частица их жизни, их труд продолжают жить в здании нашего вокзала, в хорошем подарке тогучинцам, сделанном семьдесят семь лет тому назад.
Начальник отдела архивной
службы администрации Тогучинского района
Л.Н. Лактионова