06 Августа 2012
90 лет становления прокурорского надзора в Сибири

Так, Декретом о суде № 1, утвержденным непосредственно Совнаркомом 22 ноября (по старому стилю) 1917 г., институты прокурорского надзора, как и судебного следствия, и адвокатуры, упразднялись. Их функции взяли на себя созданные народные суды и революционные трибуналы. Попытки специалистов восстановить прокурорский надзор закончились постановлением коллегии Наркомата юстиции о создании ревтрибуналами «камеры обвинения». Кроме того, функции по надзору за соблюдением законов стали выполнять также органы Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и органы Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления.
С окончанием Гражданской войны, возобновлением мирной жизни и переходом государства к новой экономической политике перед органами охраны законности и правопорядка встали новые задачи. Несмотря на то, что в начале 1920-х годов уровень преступности в России оставался достаточно высоким, в структуре и характере преступности все же произошли некоторые изменения. На фоне снижения количества преступлений, связанных с вооруженными попытками свержения власти, бандитизмом, организацией массовых беспорядков, отмечался рост вредительств на промышленных предприятиях, диверсий, преступлений в торговле, злоупотреблений служебным положением. С повышением благосостояния граждан РСФСР стало больше имущественных преступлений и преступлений против личности. Однако разобщенность всех перечисленных выше органов с функцией надзора за законностью, отсутствие у них необходимых властнораспорядительных полномочий не могло обеспечить точного и единообразного исполнения законов в Российской Федерации. По предложению В. И. Ленина Наркомат юстиции РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК IX созыва. После долгих дискуссий ВЦИК 28 мая 1922 г. принял «Положение о прокурорском надзоре». Цель и задачи создаваемого органа документом определены так:
«...2. На Прокуратуру возложить:
а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
в) поддержание обвинения на суде;
г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей…»
Организационно органы прокуратуры не представляли собой самостоятельного государственного органа: в качестве отдела прокуратура входила в Наркомат юстиции РСФСР, народный комиссар юстиции являлся одновременно и Прокурором Республики.
Круг обязанностей прокуроров на местах:
а) входить с представлением в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений;
б) опротестовывать указанные выше распоряжения и постановления через Прокурора Республики в Совет Народных Комиссаров или Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных исполнительных комитетов с совещательным голосом.
Процесс создания надзорных органов на местах корректировался спецификой региона. Так, формирование органов прокуратуры в Сибири приходится на август — октябрь 1922 г. (в европейской части страны — июнь — июль), а ввиду отдаленности Сибири от центра, экономических и политических особенностей макрорегиона особое значение придавалось организации в Сибири не только губернских прокуратур, но и областной (в качестве общесибирской).
6 августа 1922 г. прокурором Сибирского отделения Верховного трибунала при ВЦИК был назначен Александровский, которому старшим помощником Прокурора Республики Н.В. Крыленко был так разъяснен круг его обязанностей в новом статусе: согласно ст. 9 «Положения о прокуратуре» осуществляется общее наблюдение за законностью действий всех сибирских органов власти, согласно § 14 «Инструкции губернского прокурора» на него возлагается обязанность участия в заседаниях Сибревкома со всеми правами губернского прокурора. 25 октября 1922 г. Прокурор Республики назначает Александровского областным Прокурором Сибири. 13 июня 1923 г. центр утвердил «Положение об областной прокуратуре Сибири», согласно которому областной прокурор осуществлял надзор за деятельностью административных органов, органов и учреждений областного масштаба, за работой подведомственных ему губернских прокуроров; издавал в необходимых случаях циркуляры, инструкции и распоряжения, как общего характера, так и по отдельным вопросам. Этим правом наделялась только областная прокуратура Сибири и Дальнего Востока. Такая правовая регламентация областной прокуратуры вызывалась необходимостью упорядочения работы губернских прокуратур, разбросанных на этих огромных территориях.
Новониколаевская губернская прокуратура была организована 7 сентября 1922 г. Первым губернским прокурором был назначен Петр Григорьевич Алимов. В штате губернской прокуратуры было 24 человека. Размещалась она в бывшем здании Губюста (отдел ликвидирован в 1922 г. в ходе реформирования судебной системы).
В первый год существования в производстве Новониколаевской губернской прокуратуры находилось 2549 уголовных дел, было опротестовано в порядке общего надзора 40 постановлений местных органов власти, приняты решения по 1500 заявлений граждан.
Среди массы дел, находящихся в ведении прокуратуры, было одно особой государственной важности — борьба со взяточничеством.
В середине 1920-х гг. органы прокурорского надзора подверглись серьезной реорганизации, связанной с административно-территориальными преобразованиями в Сибири. После образования 25 мая 1925 г. Сибирского края с центром в г. Новониколаевске (в 1926 г. переименован в Новосибирск) и упразднения губерний управление областного прокурора было реорганизовано в управление краевого прокурора, а губернские прокуратуры были расформированы и учреждены управления старшего помощника краевой прокуратуры Сибири по округам, а также помощники краевого прокурора по участкам. Прокурором Сибирского края был назначен бывший новониколаевский губернский прокурор П.Г. Алимов.
Административно-территориальные преобразования не повлияли на сложившийся состав основных функций и предназначение государственного органа.
Становление прокуратуры в 1920-е гг. было связано со многими трудностями. Осуществлялись попытки противодействия новому институту со стороны руководителей некоторых местных органов власти, видевших в деятельности прокуроров по внедрению единой законности чуть ли не подрыв своего авторитета и ограничение местной власти (в том числе в рамках борьбы с указанным выше явлением); не хватало специально обученных кадров. Однако становление состоялось, и исторический опыт показал, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях и государственном устройстве.
По материалам Календаря знаменательных дат и памятных событий Новосибирской области. 2012 год