10 июля 1962 года исполняется 50 лет со дня открытия Летней физико-математической школы в Академгородке

Далее было дано большое интервью с директором Института ядерной физики, членом-корреспондентом Будкером Гершем Ицковичем, лауреатом Государственной премии СССР, который, отвечая на вопросы корреспондента газеты, сказал: «…Организация и проведение физико-математической олимпиады – это начало большой работы, которую намерены провести для улучшения преподавания физики и математики в школах, для повышения интереса к этим предметам у молодежи, для подъема общей физико-математической культуры и, наконец, с целью отбора наиболее талантливых молодых людей для работы в институтах Сибири…». Директор ИЯФа также подчеркнул, что в Сибирском отделении создана специальная комиссия по школьному физико-математическому образованию, во главе которой стоят член-корреспондент Д.В. Ширков и профессор А.А. Ляпунов, активное участие в работе комиссии также принимают академики С.Л. Соболев, М.А. Лаврентьев, И.Н. Векуа и др. В конце своей беседы с корреспондентом А.М. Будкер выразил уверенность в том, что «несмотря на все трудности первого опыта, все пройдет успешно и даст очень много хорошего делу воспитания научной молодежи – завтрашнего дня нашей науки».
Проведение Всесибирской олимпиады состояло из трех туров. Первый тур включал в себя приглашение к участию в олимпиаде и задания для учеников старших классов, желающих проверить свои знания в области точных наук. Решенные задачи следовало выслать в адрес оргкомитета олимпиады.
На втором этапе победители первого тура, а также те, кто предлагал оригинальные и интересные решения конкурсных задач, были персонально приглашены в областные и краевые центры Сибири и Дальнего Востока для дальнейшего участия в олимпиаде.
Последний, третий, тур планировалось провести в Академгородке, куда были приглашены победители второго этапа олимпиады. Их было около 250 человек, и среди них были как выпускники, уже получившие аттестаты о среднем образовании, так и ученики 8–9–10 классов. В середине июля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, озаглавленная «Летняя физико-математическая школа». Из материала этой статьи читатели могли узнать, что 10 июля 1962 г. в Академгородке открылась летняя физико-математическая школа.
Планировалось, что перед учащимися летней школы будут выступать не только кандидаты и доктора наук из академических институтов, но и академики научного центра. Помимо лекций, должны были также проводиться консультации, индивидуальные беседы с учениками. По вечерам полтора часа планировалось отводить для работы в различных кружках. Кроме того, участникам третьего тура Всесибирской олимпиады предлагалась программа посещения различных научных институтов СО АН СССР, туристические походы, экскурсии на пароходе по Обскому водохранилищу, автобусные экскурсии по Новосибирску, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. В ходе экскурсии в один из научных институтов Академгородка школьникам показали электронно-вычислительную машину – чудо современной науки и техники.
Директором летней специализированной школы был назначен заведующий отделом народного образования Советского района В.В. Магро, а заведующим учебной частью – старший научный сотрудник Института математики И.А. Полетаев. Все воспитатели и педагоги работали в летней школе на общественных началах.
Работа летней физико-математической школы носила насыщенный характер и была рассчитана на пять-шесть недель. Быстро и интересно пролетели дни учебы в школе, и вот наступил заключительный период ее деятельности. На здании общежития, в котором жили ученики летней школы, появилось необычное объявление: «Каждый желающий, коллективно или в одиночку, может представить на конкурс любой проект или фантастическое изобретение. Официальные оппоненты – ученые Сибирского отделения АН СССР, неофициальные оппоненты – все желающие. Самые смелые, самые логичные и нелогичные проекты будут отмечены авторскими свидетельствами…». Публичная защита фантастических проектов была назначена на 11 августа. Вот как описывал корреспондент газеты «Молодость Сибири» один из представленных к защите фантастических проектов: «Ребята из 23 отряда предложили проект под названием: «Передвижение солнечной системы». Суть проекта заключалась в том, что над Солнцем предлагалось установить огромное зеркало, равновесие которого должны были поддерживать реактивные двигатели. В этом случае, как считали авторы, сила отраженных лучей создаст тягу, равную скорости света. И Солнце, как на парусах, можно будет вести по галактике и передвинуть его в область, где густо расположены планеты и тем самым способствовать созданию жизни на этих планетах…».
12 августа учащиеся проходили последнее испытание: им было предложено решить 5 из 11 предложенных задач, для выполнения этого задания отводилось пять часов. А 15 августа в актовом зале Института ядерной физики состоялось подведение итогов и закрытие летней школы. Были названы имена победителей третьего тура олимпиады.
После завершения работы летней физико-математической школы руководители Сибирского отделения АН СССР ожидали постановления правительства о создании школы в Академгородке на постоянной основе, но решение правительства задерживалось… Но в Сибирском отделении не переставали думать о своей школе. В сентябре 1962 г. был создан ученый совет Физико-математической школы, его первым председателем был назначен профессор А.А. Ляпунов.
В ноябре 1962 г. в Москве был проведен Пленум Центрального Комитета КПСС, на котором с докладом выступил руководитель партии и государства Н.С. Хрущёв. Тема доклада – «Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством». В ходе обсуждения доклада Н.С. Хрущёва было предоставлено слово вице-президенту АН СССР, председателю Сибирского отделения АН СССР академику М.А. Лаврентьеву. В своем коротком выступлении, посвященном развитию отечественной науки, Михаил Алексеевич Лаврентьев коснулся вопроса об организации летней физико-математической школы в Академгородке, призвав расширить опыт Сибирского отделения АН СССР по отбору способной молодежи и созданию в Советском Союзе физико-математических школ-интернатов.
Тем временем в Академгородке работа по поиску молодых талантливых и способных исследователей продолжалась, и после закрытия летней физико-математической школы в предновогоднем номере газеты «Молодость Сибири» от 26 декабря 1962 г. были опубликованы новые задания по физике и математике для школьников Сибири и Дальнего Востока, желающих попробовать свои силы и проверить свои знания во Второй Всесибирской олимпиаде.
И вот появилось долгожданное решение Правительства СССР.
22 января 1963 г. состоялось торжественное открытие Новосибирской ФМШ, ставшей вскоре знаменитой на всю страну.
Организация физико-математической школы в Новосибирском Академгородке являлась первой попыткой проведения таких школ в Советском Союзе, и итоги работы первой школы был признаны весьма удачными. По опыту и примеру специализированной школы в Академгородке вскоре были созданы школы в Москве, Ленинграде и других городах страны. Так, в Новосибирском научном центре впервые в стране был получен чрезвычайно ценный опыт создания специализированных школ-интернатов для способных и талантливых школьников, проявляющих интерес к научной деятельности.